Японский ледокол “Соя”

Соя в Антарктике

Сегодня, в выходной день, мы не будем писать о продуктах из сои, а вспомним удивительную историю японского ледокола Соя.

В конце 30-х годов с японских стапелей сошли три судна – Большевик, Комсомолец и Волочаевец. Эти корабли, созданные компанией Мацуо, должны были стать частью оплаты Японии для России за Китайско-Восточную железную дорогу (КВЖД). Однако отношения между Советским Союзом и Японией, накалившиеся до предела и вылившиеся в конфликты на озере Хасан и под Халкин-Голом, не позволили Волочаевцу стать советским кораблем. Он был переименован и получил название Чиро Мару (Chiryō Мару) и использовался как грузовой корабль, но уже в ноябре 1939 года военные Императорского Флота Японии реквизировали его  для своих нужд, а в феврале 1940 года Чиро Мару переименовали в Сою.

Во время Второй Мировой войны Соя имела весьма насыщенную событиями карьеру, в частности в январе 1943 года она была торпедирована американской субмариной USS Greenling (Терпуг), а в феврале 1944 года подверглась нападению американских самолетов TF58 в лагуне Трук. Операция, напомнившая по своему сценарию Перл-Харбор, закончилась полным разгромом японцев и вошла в историю под названием Хилсон. После этой атаки, Соя некоторое время не использовалась.

Ледокол Соя. Фото: http://pwencycl.kgbudge.com

Ледокол Соя. Фото: http://pwencycl.kgbudge.com

После войны пароход Соя перевозил людей и работал как судно поддержки, именно в этой роли он получил прозвище Морской Санта-Клаус. В 1956 году корабль подвергся капитальному ремонту, в ходе которого его подготовили к антарктическим плаваньям. Помимо всего прочего на Сое установили новый дизельный двигатель, а также площадку для взлета самолета. Соя совершила несколько антарктических плаваний и прославилась тем, что спасла от гибели первую японскую антарктическую экспедицию. Из-за спешки исследователи были вынуждены бросить собак прямо на базе, двум из них – Таро и Дзиро удалось выжить (в Японии эти собаки знамениты, подобно советским Белке и Стрелке – ред.). Трагедия собак и людей, оставивших их, была экранизирована в фильме Nankyoku Monogatari (Антарктика).

Смотрите трейлер к фильму:

После антарктических экспедиций Соя стала спасательным ледоколом при японском Морском агентстве по безопастности и базировалась на Хоккайдо. В 1978 году этот корабль была выведен из эксплуатации, а в 1979 году стал частью экспозиции музея морской науки в Токио.

Собаки Таро и Дзиро на юбилейной монете 500 иен, посвященной первой японской арктической экспедиции. Фото:

Собаки Таро и Дзиро на юбилейной монете 500 иен, посвященной первой японской арктической экспедиции.

Примечательно, что крейсер Варяг – символ славы русского военного флота, после трагедии под Чемульпо, в 1905 году был поднят японцами со дна и введён в строй 22 августа в качестве крейсера 3-го класса также под названием Соя. Более семи лет он использовался для учебных целей. В 1916 году крейсер Соя (вместе с рядом других кораблей) был выкуплен Россией. После чего под прежним именем Варяг был включён в состав флотилии Северного Ледовитого океана (совершил переход из Владивостока в Романов-на-Мурмане) в составе Отряда судов особого назначения под командованием контр-адмирала Бестужева-Рюмина. Судьба крейсера печальна, он был отправлен на ремонт в Великобританию, но был конфискован, поскольку большевики не удосужились оплатить работы. В 1920 году Варяг был продан Германии на слом и в 1925 году затонул при буксировке в Ирландском море.

Русский крейсер Варяг, тоже побывал Соей  data-srcset=

Русский крейсер Варяг, тоже побывал Соей”

По материалам: En.wikipedia.org

Уважаемые господа, все материалы сайта Soyworld.ru имеют авторов, при желании использовать их, пожалуйста, во избежание конфликтов, ставьте ссылку на наш сайт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *