Сегодня, в выходной день, мы не будем писать о продуктах из сои, а вспомним удивительную историю японского ледокола Соя.
В конце 30-х годов с японских стапелей сошли три судна – Большевик, Комсомолец и Волочаевец. Эти корабли, созданные компанией Мацуо, должны были стать частью оплаты Японии для России за Китайско-Восточную железную дорогу (КВЖД). Однако отношения между Советским Союзом и Японией, накалившиеся до предела и вылившиеся в конфликты на озере Хасан и под Халкин-Голом, не позволили Волочаевцу стать советским кораблем. Он был переименован и получил название Чиро Мару (Chiryō Мару) и использовался как грузовой корабль, но уже в ноябре 1939 года военные Императорского Флота Японии реквизировали его для своих нужд, а в феврале 1940 года Чиро Мару переименовали в Сою.
Во время Второй Мировой войны Соя имела весьма насыщенную событиями карьеру, в частности в январе 1943 года она была торпедирована американской субмариной USS Greenling (Терпуг), а в феврале 1944 года подверглась нападению американских самолетов TF58 в лагуне Трук. Операция, напомнившая по своему сценарию Перл-Харбор, закончилась полным разгромом японцев и вошла в историю под названием Хилсон. После этой атаки, Соя некоторое время не использовалась.
Ледокол Соя. Фото: http://pwencycl.kgbudge.com
После войны пароход Соя перевозил людей и работал как судно поддержки, именно в этой роли он получил прозвище Морской Санта-Клаус. В 1956 году корабль подвергся капитальному ремонту, в ходе которого его подготовили к антарктическим плаваньям. Помимо всего прочего на Сое установили новый дизельный двигатель, а также площадку для взлета самолета. Соя совершила несколько антарктических плаваний и прославилась тем, что спасла от гибели первую японскую антарктическую экспедицию. Из-за спешки исследователи были вынуждены бросить собак прямо на базе, двум из них – Таро и Дзиро удалось выжить (в Японии эти собаки знамениты, подобно советским Белке и Стрелке – ред.). Трагедия собак и людей, оставивших их, была экранизирована в фильме Nankyoku Monogatari (Антарктика).
Смотрите трейлер к фильму:
После антарктических экспедиций Соя стала спасательным ледоколом при японском Морском агентстве по безопастности и базировалась на Хоккайдо. В 1978 году этот корабль была выведен из эксплуатации, а в 1979 году стал частью экспозиции музея морской науки в Токио.
Собаки Таро и Дзиро на юбилейной монете 500 иен, посвященной первой японской арктической экспедиции.
Примечательно, что крейсер Варяг – символ славы русского военного флота, после трагедии под Чемульпо, в 1905 году был поднят японцами со дна и введён в строй 22 августа в качестве крейсера 3-го класса также под названием Соя. Более семи лет он использовался для учебных целей. В 1916 году крейсер Соя (вместе с рядом других кораблей) был выкуплен Россией. После чего под прежним именем Варяг был включён в состав флотилии Северного Ледовитого океана (совершил переход из Владивостока в Романов-на-Мурмане) в составе Отряда судов особого назначения под командованием контр-адмирала Бестужева-Рюмина. Судьба крейсера печальна, он был отправлен на ремонт в Великобританию, но был конфискован, поскольку большевики не удосужились оплатить работы. В 1920 году Варяг был продан Германии на слом и в 1925 году затонул при буксировке в Ирландском море.
Русский крейсер Варяг, тоже побывал Соей”
По материалам: En.wikipedia.org
Уважаемые господа, все материалы сайта Soyworld.ru имеют авторов, при желании использовать их, пожалуйста, во избежание конфликтов, ставьте ссылку на наш сайт.